• Новости
  • Гражданам
    • Школа кибербезопасности
    • #ЖабаГадюку
    • Корисне про платежі
    • Заявить об инциденте
    • BlackList EMA
    • Білий список
    • Глоссарий
  • Здолай шахрая
    • Політика приватності
    • Переможцi
    • Відгуки
  • Бизнесу
    • EMA Academy
    • AntiFraud HUB
    • Open API Group
    • Законодательство
    • EMA Events
    • Конференции
    • ФБРиК
  • Про нас
    • Международное сотрудничество
    • Партнеры
    • Проекты
    • Совет Ассоциации
    • Вступить в ЕМА
    • Члены
    • Документы
  • Контакты
EMA / Гражданам / Школа кибербезопасности / Вишинг: «симптомы» и «лечение»

Телефонное мошенничество

Вишинг: «симптомы» и «лечение»

Телефон в руках

Вы знаете, что «карточные» мошенники могут позвонить на ваш мобильный номер? Один такой телефонный разговор «обходится» украинцу, по статистике, в среднем, в 5000 гривен…

Что делать в таком случае, как понять, что вас хотят обмануть? Мошенники могут быть очень убедительны. Мошенники могут представиться сотрудниками банка или полиции – и вы можете им поверить.

Вишинг – вид мошенничества, при котором преступники пытаются по телефону воздействовать на держателя платежной карты. Цель вишинга – узнать секретные данные вашей карты, чтобы обчистить ваш карточный счет!

Мы научим вас противостоять мошенникам.

Какие данные нужны преступникам

Вы не станете жертвой мошенников, если будете помнить главное правило: никогда, ни при каких обстоятельствах, никому не сообщайте вместе с номером своей карты ее секретные реквизиты:

1) Срок действия карты;

2) Трехзначный код безопасности на обратной стороне карты (код CVV2/CVС2), который нужен для осуществления операций с платежной картой в Интернет;

3) Пароли из смс-сообщений от банка, которые требуются для подтверждения операций с картой (если карта защищена по системе 3D Secure).

Получив эти данные, мошенники воспользуются ими для совершения денежных переводов с вашей карты, иногда и для совершения покупок в Интернет.

Номер своей банковской карты вы можете сообщать, когда, например, продаете что-то, получаете денежное вознаграждение или благотворительную помощь. Но указать можно только номер карты и все! Другие реквизиты для совершения денежного перевода на вашу карту не нужны!

Характерные признаки вишинга

  • Вам звонят и спрашивают реквизиты вашей карты (номер, срок действия, трехзначный код безопасности, смс-пароли из банковских смс).
  • У вас спрашивают все реквизиты карты под предлогом зачисления на нее денег (на самом деле, для этого достаточно знать лишь номер карты получателя).
  • Вас пытаются напугать (например, сообщают о блокировке или попытке взлома вашей банковской карты и т.п.).
  • Вас пытаются выбить из колеи неожиданным известием и невероятными обещаниями (о выигрыше автомобиля, о прибавке к пенсии, спонсорской или благотворительной помощи – любыми обещаниями «легких» денег).
  • Вас настойчиво склоняют к совершению действия, которое еще минуту назад не пришло бы вам в голову. Вас торопят с принятием решения;
  • Вам звонят и направляют к банкомату, уверяя что при помощи банкомата вы можете перевести деньги с чужой карты на свою. Аргументы могут быть разные, но результат один – через банкомат вы можете перевести деньги только со своей карты (на карту мошенника)!

Кем могут представиться мошенники

Помните, если вам позвонил…

  • сотрудник банка;
  • сотрудник Национального банка Украины;
  • сотрудник Службы безопасности Украины;
  • сотрудник полиции;
  • сотрудник Пенсионного фонда;
  • покупатель товара, который вы продаете в Интернет;
  • волонтер, спонсор благотворительного фонда;
  • кто-угодно еще,

…и спрашивает вас о ваших карточных реквизитах (срок действия карты, трехзначный код безопасности, банковские пароли из смс) – немедленно заканчивайте разговор!

Никто из перечисленных не имеет права требовать от вас сообщить данные вашей карты, даже сотрудник Национального банка Украины!

Основной способ борьбы с телефонными мошенниками

Как только у вас начали спрашивать реквизиты вашей карты (не только номер, но также срок ее действия, трехзначный код безопасности и смс-пароли из банковских сообщений), заканчивайте разговор!

Если вы напуганы сообщением позвонившего (например, о блокировке или взломе вашего банковского счета) выясните все самостоятельно. А именно: перезвоните по номеру, указанному на вашей банковской карте (или по номеру на официальном сайте вашего банка), уточните, все ли в порядке с вашим счетом.

Если вам сообщили о выигрыше в акции/лотерее или волонтерской помощи, которые вы можете получить на карту, сообщив звонившим ее реквизиты, – прекратите разговор. Найдите в Интернет официальный сайт (!) компании, которая якобы хочет вручить вам приз/помощь, перезвоните и уточните информацию.

Для поиска официального сайта используйте в поисковой системе комбинацию «официальный сайт/название компании/». После введения запроса первым в поисковой выдаче появится именно официальный сайт.

Запомните, что для совершения любого денежного перевода на вашу карту (будь то денежный выигрыш или волонтерская помощь и т.п.) отправителю необходимо знать только номер вашей карты, а другие реквизиты ему никогда не потребуются!

Чтобы не стать жертвой мошенников, помните:

  • Кем бы ни представился звонивший, никогда не разглашайте срок действия вашей банковской карты, трехзначный код безопасности на ее обратной стороне и пароли из смс от банка.
  • Сотрудники банка или государственных органов (а также любых компаний или организаций) никогда, ни при каких обстоятельствах, не звонят держателям карт с требованием предоставить ее реквизиты.
  • Для получения перевода на карту отправителю денег достаточно знать ТОЛЬКО ее номер! При этом не важно, это просто денежный перевод, надбавка к пенсии, денежный эквивалент ценного приза или оплата товара, который вы продаете в Интернет.
  • Паника и спешка могут стать причиной ошибки. Не поддавайтесь на провокации мошенников. Положите трубку. Успокойтесь. Затем перезвоните по официальному номеру банка (или упомянутой звонившим компании), чтобы выяснить подробности.
  • Будьте рациональны! Не верьте сообщениям о выигрышах в акциях, в которых вы не участвовали. Не верьте обещаниям получить деньги, которые вы получить не ожидали.
  • Проверьте номер, по которому вам звонили. Введите его в поисковой системе Google или Yandex. Возможно, этот номер уже фигурировал при других способах обмануть людей.

Что делать, если вы уже сообщили реквизиты вашей карты неизвестным

1. Немедленно позвоните в банк-эмитент вашей карты и попросите заблокировать ваш счет, чтобы мошенники не успели ничего украсть. Заблокировать счет вы можете и самостоятельно – через Интернет-банкинг.

2. Напишите заявление в банк-эмитент вашей карты.

3. Обратитесь в полицию или киберполицию – сделайте это, не выходя из дома на сайте Киберполиции Украины.

Главное правило при попытке телефонного мошенничества: никогда не сообщайте данные своей банковской карты неизвестным, кем бы они ни представились. Всегда старайтесь быть рациональными и благоразумными – и вы не станете легкой добычей телефонных преступников!

Поделиться с помощью

другие материалы

Cповідь потерпілого парубка-1

Cповідь потерпілого парубка

Шахраям «все возрасты покорны» Навіть довга і сива як у старого Ґендальфа бород...

Оформити картку з 14 років

Оформити картку з 14 років

«Школа платіжної грамотності» — новий, але обіцяючий стати культовим у майбутньо...

Дайджест #2. ТОП-5 Кіберзагроз під час карантину

Дайджест #2. ТОП-5 Кіберзагроз під час карантину

Продовжуємо писати на тему різних видів платіжного шахрайства, які експлуатують ...

Коронашахрайство. Кіберзагрози під час карантину.

Коронашахрайство. Кіберзагрози під час карантину

Глобальна пандемія COVID-19 – це не лише серйозна загроза для нас та наших близь...

Українська міжбанківська асоціація членів платіжних систем ЄМА

2025 © Всі права захищені.